Международный день трудящихся для Беларуси не только не международный, но даже не национальный. В нашей стране проведение политических мероприятий трудящихся в этот день запрещено. Разрешен митинг только провластному профсоюзу Леонида Козика. Не удивительно, что Козик в своем кратком выступлении упомянул главу режима пять раз (в духе брежневских времен: Благодоря мудрому руководству Леонида Ильича…). Так было и в сталинские времена, но, в силу тогдашних моих детских лет, я этого не помню).
Сбор участников митинга проходил у Дворца профсоюза Козика. И если на мероприятия независимых профсоюзов собираются по собственному желанию, то здесь приходили назначенцы. Организаторы отмечали явившихся и выдавали деньги. Своими глазами наблюдал два таких эпизода. Сумму назвать не могу, но усматривалось несколько купюр, верхняя из которых – пятидесятка.
От Дворца профсоюза организаторы строем повели участников мероприятия в парк Янки Купалы. На входе ОМОН проверял сумки, а из динамика неслось: граждане в нетрезвом виде не допускаются. Но по ходу движения в парке до трибуны митингующие проходили мимо двух десятков торговых палаток, в которых продовали пиво, шампанское, водку. Сорокоградусную – и на разлив, и в бутылках. Ситуация анекдотическая. Как говорит «Вовочка» где логика, в чем смысл?
Людей согнали значительно больше, чем было добровольцев на Чернобыльском Шляхе. Организаторы объявили, что собрались 30 тысяч. Не считал, но на вскидку явно за десять тысяч. 30 тысяч там просто не уместятся. Хмурых лиц не наблюдал, тем не менее, — то были крепостные. Рабы тоже бывают довольны. Героиня кинофильма «Рабыня Изаура» Роза, получив свободу, перепугалась: рабская жизнь ее устраивала.
Само собой, у Козика была мощная звукоусиливающая аппаратура (у других профсоюзов усилители на мероприятия не допускают). Играл милицейский духовой оркестр.
Интересно, сколько Козик заплатил МВД за 20-минутное выступление ведомственных музыкантов? Не говоря уже о прочих, обязательных для других профсоюзов оплатах. Будут ли эти расходы опубликованы на сайте ФПБ?
Было заявлено о прибытии на митинг послов Венесуэлы, Вьетнама, Китая, Кубы. О присутствии депутатов Палаты представителей не объявлялось. Не было «избранников народа» и среди выступающих. Чихать палатникам на избирателей!
Большинство выступающих профсоюзных функционеров текст читали по бумажке. Леонид Козик не читал, но зато твердил о правильности политического курса главы режима и упорно Беларусь называл Белоруссией.
Все выступающие говорили о необходимости требовать от Правительства, но ни один не заикнулся о предъявлении требований к главе государства, по сути возглавляющего правительство.
Минский градоначальник Николай Ладутько рассказывал о миллионах безработных в мире и об отсутствии оных у нас. О том, что тысячи белорусов вынуждены искать работу за пределами страны Ладутько, видимо, не знает.
Зам. минстра туда и социальной защиты Виктор Старовойтов утверждал о ежегодном росте зарплаты. Лгал и не краснел: зарплату повышают министрам и остальным высшим чиновникам. Остальные на «повышающуся» зарплату могут купить все меньше и меньше. Возможно, потому, что глава белорусского государства рабочим не был и чаяния трудового люда ему чужды.
Заключительным аккордом стало оглашения резолюции с поддержкой курса главы нынешнего режима.
Валерий ЩУКИН