Посетив агрогородок Смольяны и осмотрев остатки старинного костела и разрушаемое властями здание католического монастыря, я поразился дремучести местных хозяйственников и чиновников. Десятилетиями наблюдая за разрушением уникального памятника истории и культуры, они не додумались узаконить его статус.
Самое обидное, что краеведы работали здесь сами по себе, а «ученые» историки шли в другую сторону. Загипнотизированные выложенными на фронтоне здания цифрами «МТС 1937», они не сообразили, что это могло быть более поздним наслоением и проявлением творческого подхода бригады строителей райбыткомбината. Неужели так трудно было сообразить, что все, что находится в десяти метрах от костела, на остатках которого и сегодня имеется знак «Охраняется государством», представляет культурную ценность.
Первый встречный мальчишка, учащийся местной школы, сообщил мне, что под полом бывшего слесарного цеха находятся подземные катакомбы и выложенный кирпичом подземный ход к речке. Во время прокладки телефонного кабеля жители обнаружили в непосредственной близости от фундамента неугодного здания глиняные бутылки, а школа и сельсовет об этом впервые слышат.
Ирония судьбы в том, что старинное здание уничтожалось по указке из района, минуя собственника объекта в лице местного СПК. И происходило все на территории Витебского избирательного округа № 2, где депутатом является директор местной школы Лидия Шарай. Не уведомили о предстоящих земляных работах не только археологов, но и старейшину деревни бывшего директора школы Алексея Маньковского.
С учетом вышеизложенного я зашел в сельсовет, где у меня не дрогнула рука внести в книгу жалоб предложение: уведомить следственные органы о нарушении порядка ведения земляных работ вблизи памятника истории.
Следственный комитет разберется, достойны ли авторы авантюры в Смольянах того, чтобы привлечь их к ответственности за «уничтожение ценностей или объектов материальной культуры, которым может быть присвоен статус историко – культурной ценности». Статья 19.4 кодекса об административных правонарушениях предусматривает за это штраф в размере до пятисот базовых величин.
Довести дело до суда — несложно. Отказ в выполнении своего предложения я обжалую в судебном порядке. Там посмотрим, чья возьмет!
Николай ПЕТРУШЕНКО + 375 33 6657010