Поддержка общественных инициатив в Беларуси все чаще перемещается в Сеть — белорусы проявляют гражданскую активность, подписывая онлайн-петиции. Однако лишь немногие из них можно считать успешными. Как сделать интернет-инициативы более эффективными?
В Беларуси становятся все популярнее онлайн-петиции. В условиях недемократического государства общественные инициативы перемещаются в виртуальное пространство. Но лишь немногие интернет-инициативы достигают своей цели. Примечательно, что с политикой они никак не связаны.
Относительный успех
Призыв наказать виновных в жестоком обращении с бакланами стал одним из самых резонансных
Одна из самых резонансных инициатив, родившихся в виртуальном пространстве, — онлайн-петиция с требованием наказать живодеров, отрезавших надклювья более чем сотне птенцов бакланов. Орнитологи обнаружили изувеченных птиц в Витебской области. Виновных нашли, но наказали не так сурово, как того требовали более 16 тысяч подписавших петицию. Прокуратура отказалась возбуждать уголовное дело по факту жестокого обращения с животными, ограничившись административным взысканием.
Отчасти достигло своей цели и требование «остановить аукцион смерти» — продажу разовых лицензий на отстрел охотничьих животных, который планировался в рамках Международной выставки-ярмарки «Охота и рыболовство. Осень-2012». Этот призыв подписали более 6000 человек. Организаторы ярмарки согласились не выставлять животных на аукцион и ограничились розыгрышами охотничьих туров. Участники интернет-кампании продолжают настаивать на полной отмене подобных акций.
Кампании в защиту политзаключенных менее эффективны
Куда менее эффективны кампании по сбору подписей под интернет-петициями в защиту политзаключенных. Так, под призывом освободить Алеся Беляцкого на сайте правозащитного центра «Весна» подписалось менее 2000 человек. Чуть больше 1000 подписей было собрано за две недели под обращением к главам правительств стран ЕС. Их призывают продолжить давление на белорусские власти и добиваться освобождения экс-кандидата в президенты Николая Статкевича и лидера оппозиционной организации «Молодой фронт» Дмитрия Дашкевича.
Петицию в поддержку Николая Статкевича подписали более 10000 человек
По мнению Марины Адамович — жены экс-кандидата в президенты Беларуси Статкевича, находящегося в следственном изоляторе, подписывать политические требования белорусам мешает страх, хотя грозящая им опасность вовсе не так велика. Адамович посетовала на то, что ссылку на петицию с требованием освободить Статкевича и Дашкевича не разместили ни независимые белорусские интернет-ресурсы, ни сайты оппозиционных политических партий и движений.
Если подписаться под интернет-требованиями некоторым лидерам оппозиции, по мнению экспертов, мешают внутриоппозиционные разногласия, то у рядовых граждан причины иные. Психиатр Дмитрий Щигельский — политэмигрант, живущий в Нью-Йорке, называет одной из них виктимизацию (процесс превращения в жертву. — Ред.) общества. Хотя объективно уровень репрессий в Беларуси не так уж высок, поясняет он, общая атмосфера в стране психологически подавляет. Куда больше, чем тюремного заключения, люди опасаются потери работы, отчисления из института, проблем с родными.
Постоянная демонстрация государством своей мощи, даже если эта мощь показная, ведет к тому, что жители страны ощущают себя психологическими жертвами, поясняет Щигельский. «На вопрос: «А что я могу?» — люди отвечают: «Нет смысла вмешиваться, все равно раздавят», — говорит эксперт.
«Солидарность рождается с малого»
Страх перед репрессиями, правовая неграмотность, недостаточная информированность, игнорирование государством общественного мнения и неверие в результат совместных действий — вот те причины, по которым поддержка политических и общественных инициатив в Беларуси пробуксовывает даже в интернет-пространстве.
Наталья Пинчук
И все же необходимо использовать все меры воздействия на белорусские власти, уверена Наталья Пинчук — жена находящегося в заключении руководителя правозащитного центра «Весна» Алеся Беляцкого. Даже если власти игнорируют петиции, сигнал очевиден: общество неравнодушно к судьбе политзаключенных.
Солидарность рождается с малого, считает и Ольга Карач — лидер гражданской кампании «Наш дом». Она убеждена, что онлайн-петиции — это «основа для старта многих инциатив». «Ведь и Национальная платформа Форума гражданского общества Восточного партнерства (один из неформальных институтов по координации деятельности белорусских общественных организаций. — Ред.) выросла именно из практики совместных интернет-заявлений многих организаций», — говорит Карач.
Продуманная реклама — двигатель онлайн-петиций
Действия, которые неправовое и недемократическое государство воспринимает как угрозу, не всегда достигают своей цели, считает адвокат Павел Сопелко, защищавший в суде многих активистов оппозиции, в том числе экс-кандидата в президенты Андрея Санникова и лидера молодежного движения «Молодой фронт» Дмитрия Дашкевича. Но, чтобы решить проблему, о ней нужно говорить, а успех онлайн-петиции зависит от количества собранных под ней подписей. Ведь, в соответствии с законом, обращение граждан в интернете равносильно «бумажному» и требует ответа чиновников.
Специалист по конституционному праву Сергей Альфер полагает, что залогом успеха онлайн-петиций является продуманная реклама. С ним согласен и руководитель ресурса marketing.by Сергей Скороход. Он советует авторам интернет-требований учитывать общественную важность и эмоциональный резонанс петиции и привлекать к рекламной кампании известных людей и гражданских лидеров.