Война в Украине не только усилила геополитическую напряженность, но и обострила продолжающийся кризис маскулинности. Романтизация милитаризма, сопровождаемая прославлением агрессии и контроля, закрепила образ токсичной маскулинности как идеального мужского архетипа. Эта модель, основанная на насилии и доминировании, имеет серьезные последствия как для мужчин, так и для женщин.
Конфликт вынудил многих мужчин столкнуться с глубинным экзистенциальным кризисом, поскольку их идентичность оказалась построенной на приоритете силы и контроля над эмоциональной уязвимостью и эмпатией. Последствия этого кризиса распространяются на всё общество, затрагивая социальную сплоченность, гендерные отношения и даже перспективы долгосрочного миростроительства.
Кризис мужской идентичности и его влияние на общество
Прославление милитаризованной маскулинности привело многих мужчин к кризису идентичности. Этот кризис касается не только отдельных личностей, но и всего общества, оказывая влияние на различные социальные группы. Патриархальные установки, которые часто идут рука об руку с милитаризмом, вновь проявляются даже в тех пространствах, которые традиционно сопротивлялись подобным идеологиям. Например, беларуские независимые медиа, ранее считавшиеся площадками для прогрессивного дискурса, демонстрируют признаки уклона в традиционализм и патриархальные ценности. Мужчины, которые не соответствуют идеалам милитаристской маскулинности – например, те, кто отвергает войну или не вписывается в традиционные гендерные роли, – часто подвергаются маргинализации.
Наиболее уязвимыми перед этим кризисом оказываются следующие группы:
-
Мужчины, отвергающие милитаризм: противники военной службы, дезертиры и те, кто покидает армию по моральным причинам, сталкиваются с отчуждением и социальным давлением. В условиях, когда милитаризованная маскулинность становится нормой, мужчины, выбирающие путь ненасилия, подвергаются стигматизации, что делает их интеграцию в гражданскую жизнь еще сложнее.
-
Раненые ветераны: участники боевых действий, особенно получившие ранения, сталкиваются с серьезными барьерами при возвращении в общество. Многие ветераны, в том числе из Полка Калиновского и других украинских подразделений, страдают от чувства вины, проблем с психическим здоровьем и социального давления. Культурное табу на обсуждение психических проблем в постсоветских обществах еще больше осложняет для них поиск необходимой помощи.
-
Бывшие политические заключенные: многие беларусы, оказавшиеся в тюрьме за оппозиционные взгляды и затем бежавшие из страны, подвергаются давлению с целью их вовлечения в военный конфликт в Украине. Их нежелание участвовать в боевых действиях, будь то из страха или моральных убеждений, часто приводит к осуждению со стороны протестного сообщества.
-
ЛГБТК+ мужчины: те, кто не соответствует традиционной роли защитника или воина, сталкиваются с исключением и враждебностью. Жесткие гендерные нормы, навязываемые милитаризмом, создают среду, в которой ЛГБТК+ мужчины, бросающие вызов этим стереотипам, становятся объектами дальнейшей маргинализации и насилия.
Влияние на женщин: распространение насилия и исключение
Кризис маскулинности затрагивает не только мужчин — он имеет глубокие последствия и для женщин. Укрепление токсичной маскулинности как доминирующего мужского идеала усугубляет гендерное насилие и исключение женщин из общественной жизни. Нормализация насилия в военное время приводит к тому, что домашнее насилие становится незамеченным или оправдывается, особенно если агрессор воспринимается как герой — будь то бывший военный или политический заключенный. Женщины в таких отношениях часто боятся говорить о насилии из-за общественного почтения к их партнерам и стигматизации психических расстройств, таких как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
-
Домашнее насилие: женщины в семьях, где мужчина считается «героем» конфликта, часто сталкиваются с бесконтрольным насилием. Общество склонно закрывать глаза или оправдывать такое поведение, особенно если оно связано с психологическими травмами войны, оставляя женщин без защиты и поддержки.
-
Враждебность к женщинам-мигранткам: женщины, спасающиеся от насилия в Беларуси, России и Украине, подвергаются физической и психологической агрессии в изгнании. Кроме того, они находятся под наблюдением государственных спецслужб, таких как КГБ и ФСБ, что делает их еще более уязвимыми. Женщины-правозащитницы, особенно работающие в изгнании, сталкиваются с постоянными угрозами и часто остаются без адекватной поддержки.
-
Объективация и исключение из процесса принятия решений: милитаризация маскулинности также маргинализирует женщин в политике и управлении. В России женщин активно используют для поддержки военной пропаганды, тогда как феминистские голоса, выступающие за мир и гендерную чувствительность, подавляются или искажаются. Важно поддерживать феминистские движения, особенно те, которые противостоят милитаристскому нарративу.
-
Игнорирование инициатив на местном уровне: женщины-активистки, особенно работающие на низовом уровне, оказываются перегруженными. Им приходится выполнять задачи, ранее лежавшие на государстве, включая поддержку травмированных людей. Несмотря на их критическую роль, их труд часто недооценивается и остается без поддержки, что приводит к массовому выгоранию.
-
Маргинализация женщин, переживших войну: женщины, непосредственно пострадавшие от войны – из-за личных травм или репрессий, – зачастую остаются без достаточной психологической или социальной помощи. Это приводит к их исключению из лидерских позиций в сообществах, что еще больше подрывает устойчивость низовых движений.
Использование потенциала международного миротворческого движения
Международное миротворческое движение обладает нереализованным потенциалом для решения кризиса маскулинности и его последствий для общества. Организации, обладающие опытом в области поддержки жертв травм, разрешения конфликтов и социальной реинтеграции, могут оказать значительную помощь тем, кто наиболее пострадал от этого кризиса, включая отказников по убеждениям, дезертиров и травмированных военных. Однако региональные правительства часто не способны предоставить необходимую поддержку, что подчеркивает важность международного участия.
Рекомендации по преодолению кризиса
Для решения кризиса маскулинности и его широких социальных последствий требуется комплексный подход:
-
Активация Резолюции 1325 ООН: женские голоса должны быть включены в процессы принятия решений, касающиеся мира и разрешения конфликтов. Их исключение не только сохраняет патриархальные структуры власти, но и снижает эффективность миротворческих инициатив.
-
Поддержка маргинализированных мужчин: особое внимание следует уделить мужчинам, испытывающим трудности из-за патриархальных ожиданий, особенно отказникам по убеждениям и дезертирам. Предоставление им инструментов и ресурсов для социальной реинтеграции имеет ключевое значение для восстановления общества, разорванного войной.
-
Фокус на предотвращении конфликтов и поддержке травмированных: работа с психологическими травмами военных и их семей критически важна для разрыва цикла насилия. Особое внимание следует уделить проблеме домашнего насилия, особенно в семьях бывших военных и политических заключенных.
-
Укрепление низовых инициатив: женские низовые организации, особенно те, которые работают с травмированными людьми, играют решающую роль в долгосрочном миростроительстве. Эти инициативы нуждаются в увеличении поддержки для предотвращения выгорания и обеспечения их устойчивости.
-
Продвижение феминистских подходов: феминистские нарративы должны быть усилены как противовес патриархальному милитаризму, пропагандируемому лидерами, такими как Владимир Путин. Поддержка феминистских миротворцев может способствовать сопротивлению милитаризации и радикализации общества.
Заключение
Кризис маскулинности, обостренный войной в Украине, представляет серьезную угрозу общественной стабильности и миротворческим усилиям. Вовлекая международных миротворцев, феминистские сообщества и низовые движения, мы можем противостоять этим вызовам и проложить путь к более мирному, инклюзивному и гендерно справедливому будущему.
Ольга Карач