Устное заявление, сделанное в ходе интерактивного диалога со Специальным докладчиком по вопросу о правам мигрантов
Совет ООН по правам человека, 56-я сессия
WRI и Connection e.V.
Утром, 26 июня 2024 года, по случаю 56-й сессии Совета ООН по правам человека, в Женеве состоялось завершение интерактивного диалога со Специальным докладчиком по вопросу о правах мигрантов. Connection e.V. выступила в сотрудничестве с WRI, чтобы поднять вопрос об отказе в предоставлении убежища лицам, отказывающимся от военной службы по соображениям совести, и призвать членов Совета по правам человека защитить лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, чьи права человека нарушаются в стране их происхождения.
Заявление в формате pdf-файла:
Господин президент,
Международная организация War Resisters International (WRI) благодарит Специального докладчика за его доклад[1] и за четкое напоминание о том, что «мигранты являются правообладателями» и что международные рамки прав человека применимы к ним, независимо от статуса[2].
Мы поддерживаем обеспокоенность Специального докладчика тем, что повествования «вокруг нелегальных мигрантов и просителей убежища стали враждебными»[3] и что беженцы часто сталкиваются с правовой неопределенностью[4].
Очень часто эти люди находятся в крайне уязвимом положении, что сказывается на их безопасности и достоинстве.
В Литве, как сообщает беларуская правозащитная организация «Наш дом», количество отказов в предоставлении политического убежища беларусам увеличилось с 2022 года в 6,5 раз [5]. Те, кому было отказано в убежище, в настоящее время находятся в нелегальном положении и лишены медицинской помощи и других основных прав. Некоторые из этих дел касаются отказчиков и дезертиров, таких как Виталий Дварашин и Никита Свирид, журналиста Олега Борщевского, чей процесс рассмотрения заявления на получение разрешения на временное проживание был просто приостановлен[6], и его жены Ольги Карач, правозащитницы, чей временный вид на жительство истекает 23 августа 2024 года. Всем им было отказано в предоставлении убежища и грозит неминуемая депортация в Беларусь.
В Германии российским отказчикам по соображениям совести было отказано в убежище[7] – как, например, Николаю Горячеву 9 февраля – на том основании, что для них не существует реальной угрозы возвращения на родину. Это не соответствует фактическим данным, полученным со страны происхождения, что также подчеркивается в ежегодном докладе Европейского бюро по отказу от военной службы по соображениям совести[8].
Отказывающиеся от военной службы по соображениям совести имеют право на получение статуса беженца, если им угрожает преследование в их собственной стране, как заявляет УВКБ ООН [9].
WRI, вместе со своим партнером Connection e.V., призывает Совет обеспечить убежище и защиту тем, чье базовое право человека на отказ от военной службы по соображениям совести нарушается в стране происхождения.
Мы призываем европейские страны рассмотреть оценку риска, включенную в соответствующую директиву ЕС[10], в соответствии с Конвенцией о беженцах, которая по своей природе поощряет широкое толкование [11] для обеспечения международной защиты тех, кто подвергается риску преследования [12].
Спасибо.
________________
[1] https://documents.un.org/doc/undoc/gen/g24/069/76/pdf/g2406976.pdf
[2] A/HRC/56/54, пар. 49.
[3] A/HRC/56/54, пар. 113.
[4] Там же, пар. 62 : «Беженцы часто сталкиваются с правовой неопределенностью из-за законов и административных процедур, которые задерживают или усложняют получение обычного статуса.»
[5] от 8,33% (август, 2022) до 76,19% (март, 2024)
[6] В соответствии со статьей 33(5) Закона Литовской Республики «О правовом положении иностранцев» срок рассмотрения его заявления на получение временного вида на жительство приостановлен.
[7] Например, Административный суд Берлина 24 ноября 2023 года постановил: […] Палата убеждена, что в свете вышеизложенного на момент вынесения решения суда не существует значительной вероятности того, что истец будет принудительно мобилизован в ближайшем будущем и затем отправлен на фронт в Украину. […] Палата убеждена, что в настоящее время политические установки Кремля указывают на то, что (принудительная) мобилизационная кампания сентября 2022 года не будет продолжена ни открыто, ни тайно, и в настоящее время нет достоверных указаний на то, что в ближайшем будущем будет отдан приказ о дальнейшей частичной или даже общей мобилизации.
[8] https://ebco-beoc.org/sites/ebco-beoc.org/files/2024-05-15-EBCO_Annual_Report_2023-24.pdf
[9] УВКБ ООН, Руководство по международной защите № 10: Претензии на статус беженца, связанные с военной службой в контексте статьи 1A(2) Конвенции 1951 года и/или Протокола 1967 года, касающегося статуса беженцев.
https://www.unhcr.org/sites/default/files/legacy-pdf/529efd2e9.pdf
[10] Директива 2011/95/EU Европейского парламента и Совета от 13 декабря 2011 года о стандартах квалификации граждан третьих стран или лиц без гражданства в качестве бенефициаров международной защиты, о едином статусе беженцев или лиц, имеющих право на дополнительную защиту, и о содержании предоставляемой защиты.
https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32011L0095
[11] «Конвенция о беженцах не определяет, что такое преследование, потому что: Невозможность заранее перечислить все формы плохого обращения, которые могут законно дать человеку право на получение международной защиты».
Наджма Али (2021) «Отказ от военной службы по соображениям совести и определение статуса беженца» (Квакерское отделение ООН, Женева), стр. 6.
[12] Там же, стр. 7.
Connection e.V. и War Resisters’ International: Устное заявление, сделанное в ходе интерактивного диалога со Специальным докладчиком по вопросу о правах человека мигрантов на 56-й сессии Совета по правам человека. 26 июня 2024 г.