Ситуация с «Маршем справедливости» Евгения Пригожина заставила нас вынести некоторые уроки, которые нам еще предстоит осмыслить.
Мы бы хотели перечислить некоторые из них:
1) Владимир Путин живет в своей реальности, но это полбеды. Наша беда – что он активно меняет и трансформирует нашу реальность под себя. Он меняет ценности общества в нашем регионе, меняет отношение людей к насилию, а также меняет отношение людей к демократии и к концепции прав человека. Меня очень беспокоит, что никто не обращает внимание, как меняется общественное мнение в нашем регионе. Люди начинают привыкать к жестокости в формальных и неформальных отношениях как к новой социальной норме.
2) Евгений Пригожин мог взять Москву, а может ли ее взять украинская армия также легко? К сожалению, нет, потому что реакция на Пригожина и Вагнера со стороны российского общества была как реакция на освободителя и народного героя, который идет за справедливостью и освобождать русский народ от коррупционеров. Справедливость очень важна для российской ментальности. Поэтому Пригожин мог прийти и взять Москву за сутки, а вот украинской армии не стоит расслабляться, будет уже совсем другой уровень сопротивления.
3) Евгений Пригожин начинал этот «Марш Справедливости» в надежде сделать косметический ремонт и решить свои проблемы. В принципе что-то похожее начинал Михаил Горбачев со своей «перестройкой», который вовсе не хотел получить коллапса советской системы, но получил. Именно поэтому Владимир Путин в своем послании сравнил Пригожина с Владимиром Лениным, тем самым послав ему очень четкий сигнал: готов ли ты ломать всю систему целиком и революционным путем? Пригожин послание Путина услышал, обдумал, оказался морально не готов и отступил. Но реакция русского общества показала, что русские ждут нового «владимира ленина», который свергнет «царя» Путина, возможно, через «убийство царя».
4) Обращаем внимание, что всегда и везде путинская пропаганда подчеркивала, что Владимир Путин — это Россия, и ему нет альтернативы, он всегда ассоциировался как царь. И вот на Москву (а все понимают так, что на Путина) едет колонна российских танков, по обычным дорогам, сквозь крупные города и столицы федеральных округов. Заметьте, что не было ни одного сколь-либо заметного выступления народа против. Наоборот, шло всеобщее ликование, вагнеровцев встречали цветами, иногда ласково журили за испорченный асфальт. В Москве на баррикады не пришли молодые люди защищать его. В Ростове не попытались из-за угла зарезать хоть одного «вагнеровца». Нигде не стояли народные пикеты против того, кто был объявлен «царем» как враг, предатель и мятежник.
5) Неудавшиеся перевороты укрепляют позиции действующего диктатора и продлевают срок его пребывания у власти. Поэтому надо признать, что Путин укрепился, а не ослабился. Нужно быть готовым к новой волне закручивания гаек в России – Владимир Путин воочию увидел непрочность своей власти, и, значит, нужно увеличить усилия по выявлению и наказанию внутренних врагов. Хотя Пригожин не хотел деконструкции всей системы и не был морально готов устранить Путина и занять его трон, тем не менее, своими действиями он серьёзно ослабил политическую конструкцию действующей системы власти.
6) Конфликт Пригожина с системой окончательно уничтожали главный козырь путинской пропаганды для российского общества — представление об его правлении как эпохе «стабильности», предсказуемости, а главное, безопасности. Теперь в нашем регионе не осталось ни одного человека, кто бы чувствовал себя в безопасности. Это означает, что нарастают серьезные риски принятия любых политических решений, надиктованные чувством опасности (не важно, мнимой или настоящей), а значит, усиливается и без того уже существующая политическая турбулентность в регионе.
7) Самый большой и болезненный вопрос, который остался открытым для российского общества, — это гибель 13 пилотов, которые пытались остановить поход Пригожина на Москву. Несмотря на то, что Пригожин пообещал выплатить компенсации в 50 млн российских рублей, российское общество осталось недовольным тем, что от наказания можно откупиться. Тема социальной справедливости и социального неравенства в России, по нашему мнению, будет только усиливаться, и погибшие пилоты будут одной из серьезных триггерных точек для российского общества.
8) После мятежа Пригожина драматично сузилось пространство не только для женщин и ЛГБТ, но и сузилось пространство для прихода к власти лидера из мирного гражданского общества. Сейчас политическая борьба идет между лидерами, которыми демонстрируют готовность к насилию и имеют опыт насилия и убийств. Сейчас нет пространства для перехвата власти и изменения повести для демократических лидеров, но если мы позволим этому пространству еще больше сузиться, то возможностей не будет и в будущем.
9) Евгений Пригожин пошел на сделку с Владимиром Путиным, что это значит для него и для нас?
- Этой сделкой он «ссучился», т.е. в глазах российского общества он убил себя как народный герой и лидер, потому что он себя ассоциировал как криминального авторитета, бросившего вызов системе, а такие люди никогда не ведут переговоры с системой, тем более, с чекистами (пусть даже бывшими). Вагнер как бренд перестал существовать, Пригожин как народный лидер и политик – тоже. В такого рода революциях или группа идет до конца и выигрывает, или останавливается и проигрывает. Середины нет.
- Владимир Путин дал слово Пригожину, но не обязан его держать, потому что он себя никогда не ассоциировал с криминальным авторитетом. Никто не будет возмущаться, что он обманул бандита, чтобы сохранить власть. Поэтому авторитет Путина как человека, который смог сохранить власть, вырастет.
- Если Пригожин хочет остаться в путинской обойме, то ему надо придумать какую-то «креативную» идею, которую может реализовать только он и никто больше, чтобы показать свою полезность для Путина. Мы настроены скептически и думаем, что это будет не Африка, а как раз Пригожин будет делать какие-то провокации в нашем регионе. И как показывает практика, русские умеют строить многоходовки, т.е. нужно ожидать каких-то очень нестандартных ходов. Если Пригожин не докажет свою нужность и полезность Путину, то его просто убьют в ближайшее время – если даже не путинские убийцы, то убьют свои же бывшие заключенные, кого он обманул и чьи правила криминального мира он нарушил.
Почему Беларусь? Пригожина связывают какие-то совместные темные дела с Виктором Шейманом – самым кровавым человеком из окружения Лукашенко, который организовывал убийства оппозиционных лидеров и журналистов и замазан в очень грязных схемах семьи Лукашенко. Именно Шейман стоит первой частной военной кампанией в Беларуси. Компания ГардСервис — первое беларуское частное охранное предприятие, которому специальным указом Лукашенко было разрешено ношение и применение оружия. Тут важно отметить, что также ГрандСервис связан и с организацией бывших беларуских солдат в Афганистане, которую также опекает Шейман.
Мы думаем, что именно Виктор Шейман был инициатором «переезда» Пригожина и Вагнера в Беларусь. Особенно напрягает то, что Пригожин говорит про некое «правовое поле», в котором будет действовать Вагнер, что для нас лично звучит как оксюморон. Скорее всего, это означает трансформацию бывшего Вагнера, дискредитировавшего себя в глазах, заключенных в новый беларуский бренд – ГрандСервис.
Мы опять возвращаемся к процессам (гештальтам), которые не были закрыты и решены в советское время – война в Афганистане, а также транспоколенческие травмы, которые получило наше общество за время СССР, ГУЛАГа и сталинских репрессий.