Оказывается, в Беларуси совершенно неофициально существуют группы людей, которые защищены от призыва на срочную воинскую службу. Одну такую группу, в общем, случайно раскрыли журналисты. Теперь нужно понять, кто входит в другие группы.
Вот типичный указ Александра Лукашенко о призыве молодёжи в армию, это что публикуется публично. И в нём нет ни слова о том, что военкоматы должны освобождать от призыва кого-то кроме тех, кто прямо упомянут в Законе Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» 1914-XІІ от 5.11.1992 года.
Однако если мы посмотрим внимательно, то видим, что то, что публикуется для общего пользования – это не указ, а только «Извлечение» из Указа. Потому что полный текст – для служебного пользования. А значит, в нём есть «нюансы», которые «простому народу» знать не обязательно. Например, перечень определённых групп населения, представителей которых от службы в армии освобождает своим решением лично Александр Лукашенко.
Однако всё тайное рано или поздно становится явным. Недавняя история с молодым ксендзом из Новогрудка, которого едва не призвали в армию, неожиданно высветила интересный факт: православных и католических священников и семинаристов на службу в армию, оказывается, не призывают. Причём даже в нестроевые части, где не нужно брать оружие в руки.
Напомним эту историю. 22 мая 2023 года католический информационный ресурс Katolik.life сообщил, что ксендза из Новогрудка Дмитрия Мальца призывают в транспортные войска менее чем за месяц до окончания призывного возраста. Однако уже на следующий день благодаря шуму, поднятому в СМИ, власти изменили своё решение. Как написал Katolik.life, настоятель прихода, в котором служит Дмитрий, Юрий Жегарин, сообщил, что Дмитрия Мальца не станут забирать в армию. По словам священника, утром 23 мая викарий прибыл в лидский военкомат, а оттуда был отправлен в Гродно. Там и выяснилось, что ксендза решили не призывать в армию.
И сам молодой священник, и другие представители клира в комментариях для СМИ утверждали, что в Беларуси каждый год в президентском указе о призыве на срочную воинскую службу есть оговорки, что определённые группы населения призывать не нужно. В том числе – католических и православных священников и семинаристов. Хотя указ о призыве носит закрытый характер (для служебного пользования), подобную практику ещё в 2018 году официально подтвердила пресс-служба Минобороны РБ.
Понятно, что ничего плохого в том, чтобы не призывать в армию священников, – нет. Служба военных капелланов в Вооружённых Силах Беларуси отсутствует в принципе, а других причин для того, чтобы заставлять искренне верующих людей брать в руки оружие просто не существует.
Однако эта ситуация поднимает другой вопрос: какие ещё группы населения в Беларуси Лукашенко наделил негласной «защитой от призыва»? И что по негласному соглашению с властью эти группы должны делать взамен? Потому что Александр Лукашенко – явно не тот человек, который станет что-то делать бескорыстно. И вряд ли тут всё дело ограничивается простым сохранением лояльности лично «начальнику Беларуси».
«Наш Дом»