С середины 90-х и по середину «нулевых» Беларусь активно распродавала содержимое доставшихся ей от СССР военных складов. Настолько активно, что даже вошла в число крупнейших торговцев оружием в мире. Но склады закончились, а деньги по-прежнему нужны. С тех пор Минск ищет любые способы заработать на торговле оружием.
Знаете, чем Беларусь «прославилась» в мире за первые два десятка лет правления Лукашенко? Во-первых, тем, что стала одним из лидеров мировой торговли оружием (распродавая огромные советские запасы). А во-вторых – тем, что очень большая доля этого оружия была поставлена в нестабильные страны, разным исламским режимам, попала в руки террористов.
«Белтех Холдинг», «Белтехэкспорт», «Техносоюзпроект», «Спецприборсервис», «Белтех Оптроникс», «Белвнешпромсервис», «Минотор-сервис» и «Белспецвнештехника» – всё это названия беларуских компаний, действовавших на мировом рынке оружия. Они в больших количествах поставляли за рубеж различные вооружения, военную технику и комплектующие для нее, боеприпасы и военную амуницию. Суммы контрактов составляли сотни миллионов долларов, поставки шли по всему миру.
СССР превратил Беларусь в «тыловую базу обеспечения» Западной группы войск – огромной военной группировки в странах Восточной и Центральной Европы. Да и сам Белорусский военный округ был самым многочисленным и хорошо вооруженным в СССР. В результате за полвека в Беларуси было построено множество военных складов, аэродромов и баз хранения военной техники. Все это в 1991 году досталось независимой Республике Беларусь, которая поначалу не понимала, что с этим богатством делать. Такого количества оружия, боеприпасов и амуниции беларуской армии хватило бы лет на сто непрерывной войны.
Александр Лукашенко, придя к власти, быстро понял, что на старом советском оружии можно хорошо заработать. Только по официальным данным экспорт вооружения, амуниции и военной техники из Беларуси в период между 1999 и 2006 гг. составил около $1 млрд, что сделало Беларусь 11-м по величине экспортером оружия в мире (данные Конгресса США). В реальности объём экспорта оружия из Беларуси был намного большим. Основные поставки шли в Африку, страны Ближнего Востока и Центральной Азии, Латинской Америки. Значительная часть тех поставок шла в те регионы, где сегодня наиболее высока активность разного рода террористов.
В июле 2001 г. израильский журналист Кирилл Глузман со ссылкой на израильские компетентные источники сообщил, что Беларусь поставляет оружие арабским экстремистам. По его информации, израильские и европейские специалисты по торговле оружием в то время считали Беларусь крупнейшим поставщиком оружия и боеприпасов мусульманским экстремистам на Ближнем Востоке и на Балканах. Только за первое полугодие 2001-го беларуские компании заключили сделки по продаже оружия арабским странам, палестинцам, и албанским боевикам на общую сумму более $600 млн.
По той же информации, ВВС Ирака купили у Беларуси РЛС, модернизированные средства ПВО и средства связи. Все оборудование было доставлено в Ирак контрабандой и установлено на месте беларускими специалистами. В свою очередь, палестинцы закупили в Беларуси большое количество 120-мм минометов и снарядов к ним, противотанковых и противовоздушных ракет, автоматическое оружие и боеприпасы. А албанским боевикам из «Армии Освобождения Косова» Беларусь поставила автоматы, пулеметы, минометы, противотанковые мины, и большое количество боеприпасов.
«Для привлечения клиентов и поставок Беларусь использует подпольные каналы контрабанды оружия. С помощью бывшего замминистра обороны Хорватии Либо Рожеса, беларуские «коммивояжеры» создали и контролируют разветвленную сеть продажи оружия на Балканах и Ближнем Востоке, – писал Кирилл Глузман. – Рожес оперирует из хорватской столицы, Загреба, где он создал центр подпольной торговли оружием еще в середине 90-х, во время гражданской войны в Боснии-Герцеговине. Тогда он продавал оружие всем сторонам – сербам, хорватам, боснийцам и наладил множество контактов среди международных поставщиков. Сейчас вся его сеть поступила в распоряжение Беларуси, и именно через Рожеса агенты договариваются с клиентами и осуществляют сделки. … С нуждами таких клиентов как палестинцы и албанцы, которым не требуется особенно сложного оружия, Беларусь вполне справляется сама, распродавая старые запасы либо оружие собственного производства. Но более крупные клиенты, такие как Ирак и Иран, требуют гораздо более сложных систем вооружений, таких как, РЛС, системы наведения ракет и так далее. С иракским заказом помогла Россия – большая часть техники и оборудования поставленных Ираку из Минска на самом была сделана в России, и Беларусь выступала в этой сделке посредником».
В 2002 г. бывший замминистра иностранных дел Беларуси Андрей Санников заявил, что беларуские власти продолжают скрывать информацию о торговле оружием, что является дополнительным раздражителем для американцев. Как раз тогда представитель Госдпартамента США Ричард Баучер заявил: «Соединенные Штаты очень серьезно относятся к сообщениям о передаче вооружений странам и организациям, поддерживающим или поощряющим терроризм. Мы используем различные меры для противодействия подобного рода деятельности, включая… применение санкций там, где это необходимо». Речь, по данным Reuters, шла о Беларуси, которая экспортировала оружие в Ирак в обход действующих резолюций ООН.
Годом ранее министр финансов Беларуси Николай Корбут, отвечая на вопросы депутата парламента Ивана Пашкевича, заявил, что средства, получаемые государством от реализации так называемых спецматериалов Министерства обороны – «танков и прочих вооружений» – аккумулируются на счетах резервного фонда президента. При этом министр подтвердил, что данные средства не фигурируют «ни в какой статье бюджета».
16 февраля 2002 г. Минск посетила делегация Палаты представителей Конгресса США в составе Джеймса Секстона, Рональда Льюиса и Бернарда Сандерса. Цель визита – встреча с руководством Беларуси в связи с информацией о продаже страной оружия странам, поддерживающим терроризм. А немногим ранее – 24 января – сенатор Бен Найтхорс Кемпбелл, председатель Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкская Комиссия) выступил с обращением к Конгрессу, в котором заявил: «Я также глубоко обеспокоен заявлениями о том, что Беларусь поставляет смертоносное вооружение исламским террористам, хотя беларуское правительство и опровергает эти данные. Я прошу единогласного согласия на размещение в документации Конгресса недавней статьи из «Вашингтон Пост» под названием «Европейский арсенал терроризма».
В то время подобный статей появлялось много. Так, авторитетный британский журнал Jane’s Intelligence Digest сообщил, что Беларусь, Украина и Приднестровье поставляли оружие чеченским боевикам и движению «Талибан», несмотря на свои заявления о поддержке борьбы России с сепаратистами и исламскими фундаменталистами.
«Беларусь, один из наиболее скрытных и безответственных экспортеров оружия, тайно поставляла оружие чеченским боевикам через Турцию и Грузию, – писал Jane’s Intelligence Digest, ссылаясь на данные разведывательных служб США и Израиля. – Беларусь стала самым крупным поставщиком военного оборудования исламскому миру, так, в первой половине 2001 г. Беларусь экспортировала арабским, палестинским и албанским экстремистам оружия на $500 млн».
17 октября 2001 г. обозреватель польского еженедельника Wprost Ян Чурилович в статье «Соучастник преступлений» подробно описал механизм продажи Беларусью вооружений исламским экстремистам. «Оружие, которое продавала Беларусь, поддерживало большинство военных конфликтов и в Африке, – писал польский журнал. – Ангольская UNITA покупала у Лукашенко танки и системы «Смерч», Судан – ракеты «Град», танки Т-55, вертолеты Ми-24, Алжир приобрел МИГи, Марокко – танки. Беларуским оружием пользовались также во время гражданской войны в Руанде». В статье приводились слова израильских и европейских экспертов о том, что Минск является крупнейшим поставщиком оружия для мусульманских экстремистов на ближнем Востоке, а также для албанских повстанцев. Wprost также опубликовал мнение экс-министра обороны Беларуси Павла Козловского, по данным которого с 1997 по 2000 гг. страна получила от продажи оружия около $2 млрд.
Также в 2001 г. в статье «В паутине аль-Каиды» российская газета «Совершенно секретно» писала: «В 2000-м Беларусь продала оружия на $498 млн и заняла шестое место в рейтинге экспортеров вооружений. Западные агентства, ссылаясь на данные ЦРУ и европейских экспертов, сообщают об экспортных поставках беларуского оружия странам, имеющим отношение к терроризму. По их сведениям, значительная часть беларуского экспорта оружия направляется в Иран, Ирак, Судан, Пакистан, Анголу, Сьерра-Леоне, Конго, Эфиопию. Лукашенко же не раз называл тамошние режимы дружественными».
Согласно более поздним данным Стокгольмского института исследований проблем мира, Беларусь в 2007-2011 гг. была вторым по величине поставщиком вооружений Башару Асаду с долей рынка в 17%. В 2005 г. США прикрыли один из каналов черной торговли оружием с Ираном, наложив санкции на «Белвнешпромсервис», а в 2010-м собирались наказать официальный Минск законопроектом «Об учете беларуских поставок вооружений». Причем американцы констатировали, что Беларусь не только торговала собственным оружием, но и использовалась Россией для поддержки своих нерукопожатных союзников как посредник.
Впрочем, беларуские поставки оружия террористам не ограничивались исламским миром. 10 мая 2008 г. испанская газета El País сообщила, что Венесуэла с помощью Беларусии собиралась снабжать оружием повстанцев из Революционных вооруженных сил Колумбии (FARC). Издание сообщило о письме, найденном в компьютере одного из лидеров боевиков Рауля Рейеса, который был убит 1 марта 2008 г. в ходе спецоперации колумбийской армии. Это письмо датировано 8 февраля и подписано одним из членов секретариата FARC Иваном Маркесом, который сообщает, что Уго Чавес «рассмотрел с беларускими властями возможность поставок вооружения». «Наш беларуский друг продолжает работу над пакетом документов о путях к черному рынку, чтобы решить проблемы, – цитировала газета выдержки из письма. – 17 числа в Каракас прибудет делегация высоких представителей от этого друга, чтобы уточнить список. Ангел просил, чтобы мы были здесь и лично договорились с делегацией».
По данным El País, Ангел – это псевдоним Уго Чавеса. «А друг – это Виктор Шейман, госсекретарь Совета безопасности Беларуси, человек очень приближенный к Александру Лукашенко. Шейман был одним из тех, кто продвигал контракты на поставку оружия в Венесуэлу на сумму в 720 млн евро, которые были подписаны в 2007 году», – утверждала газета.
По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), Беларусь с 1996 по 2010 гг. стабильно входила в Топ-20 ведущих мировых экспортеров оружия (и это без учета услуг по ремонту и модернизации военной техники). Позднее тоже торговала неплохо: например, в 2013 г. РБ продала оружия и амуниции на сумму $338 млн. Основными покупателями стали Китай и Судан, которые купили оружия соответственно на $170 млн и $168 млн. А годом ранее Беларусь продала оружия на $97 млн Азербайджану и $69 млн – Йемену.
А ведь Судан и Йемен – страны, в которых идут гражданские войны и активно действуют многочисленные исламские террористические группы. Также раньше в больших количествах Беларусь поставляла оружие в Сирию и Ливию. По данным Associated Press, например, в 2011 г. самолеты Ил-76 доставляли с военной базы рядом с Барановичами в аэропорт ливийского города Сабха различное оружие и боевое снаряжение. А в августе 2011 г. выяснилось, что официальный Рим подозревает Минск в продаже оружия террористическим группировкам Пакистана Tehrik-e-Taliban Pakistan (TTP) и Lashkar-e-Taiba (LeT). В информации говорилось, что поставки беларуского оружия шли через Сирию и Курдистан.
Всю финансовую работу по сделкам на десятки миллионов долларов проводил ливанский Fransabank, которому помогал иранский банк Tejarat. Со стороны Беларуси все сделки, как утверждалось, курировал министр иностранных дел Сергей Мартынов, а непосредственным исполнителем в 2010 г. была компания «Белтэхэкспорт». К слову, упомянутый ливанский Fransabank с 2008 года владеет в Беларуси собственным банком, который также называется Fransabank (ранее это был беларуский банк «Золотой Талер»).
Также были опубликованы различные документы, свидетельствовавшие о связях правительства Беларуси с экстремистскими группами в Азии. В том числе – доклад военной разведки Индии, которая выявила членов базирующихся в Пакистане террористических группировок – Tehrik-e-Taliban Pakistan и Lashkar-e-Taiba. «Одобренная властями Беларуси широкомасштабная схема поставок оружия ведет к упомянутым террористическим группировкам», – говорилось в отчете индийских силовиков.
Продажа Беларусью оружия быстро пошла на убыль примерно в 2012 г. Старые запасы по большей части были распроданы. Теперь приходилось предлагать собственные разработки – а их было немного и выпуск требовал денег: это была уже не советская халява. В результате, по данным SIPRI, в 2018-2022 гг. Беларусь была 20-м в мире экспортером оружия с долей рынка в 0,3%. Для сравнения, в 2013-2017 гг. РБ контролировала 0,5% мирового рынка оружия.
За пять последних лет доля беларуского военного экспорта сократилась на 37%. Теперь основные покупатели беларуского оружия и военной техники – Сербия (33%), Вьетнам (25%) и Уганда (14%). Для Вьетнама и Сербии Беларусь – третий по значимости экспортер вооружений, обеспечивающий 10% закупок для Ханоя и 20% для Белграда.
Но теперь, из-за войны в Украине, Александр Лукашенко явно рассчитывает вновь превратить торговлю оружием в источник доходов для своего режима. Вот только на этот раз такая торговля может стоить Беларуси слишком дорого – можно и страну потерять.
«Наш Дом»