Беларусь – страна контрастов. Или парадоксов. В нашей стране одни чиновники годами не могут найти несколько десятков тысяч условных единиц на ремонт школы в глубинке, а другие легко изыскивают миллионы на объекты, призванные создавать «вау-эффект» у официальных делегаций. Вот только, культурный шок от увиденного продлится у «сильных мира сего» от силы секунды три, а 73-м ребятишкам, которые живут в агрогородке, лишенном важнейших объектов социальной инфраструктуры, придется привыкать жить, ничему не удивляясь.

Мы вновь возвращаемся к проблеме, с которой к нам обратилась действующий депутат Капличского сельского Совета Роза Стрельченко. Несколько лет назад в агрогородке Капличи Гомельской области была «приостановлена» работа единственной школы. У одного из двух зданий учреждения образования прохудилась крыша, оно было признано аварийным. Бывших учеников школы и учителей отправили школы, расположенные в других населенных пунктах, удаленных от Капличей на расстояние от 5 до 30 км.

По оценкам депутата Стрельченко, годовая стоимость подвоза детей в школы, с учетом бензина и оплаты работы водителей школьных автобусов, примерно равна стоимости ремонта аварийной крыши. Но с каждым годом простоя, цена ремонта умножается, ведь происходит естественный износ неэксплуатируемого здания. Ещё несколько лет – и ремонтировать будет нечего. А бюджет, который не тянет стоимость ремонта крыши, вряд ли потянет стоимость постройки новой школы. Но у чиновников на это есть безапелляционное оправдание: ремонт школы нецелесообразен, т.к. демографическая динамика в населенном пункте – неутешительная.

Пробить эту стену бюрократии пытается одна женщина, которой поверили её односельчане, и практически единогласно избрали её депутатом местного Совета. Сказать, что «опытные» депутаты были удивлены такому повороту событий – ничего не сказать. Возможно, это первый официально зарегистрированный случай истинно народного избрания за последние 20 с лишним лет в масштабах страны. Но даже, если и не первый, то, определенно, заслуживающий попадания политическую «Красную книгу».

Роза Викторовна, тот самый редчайший вид беларуского чиновника, на выборах в 2018-м году получила полномочия депутата местного Совета, придя к избирателям с конкретной программой – восстановление единственной школы в родном агрогородке. И люди ей поверили.

О том, как на самом деле относятся к программе Стрельченко её коллеги-депутаты, судить трудно. Можно лишь предположить, что желание сохранить свои рабочие места (преимущественно на руководящих должностях), пересиливает помочь односельчанам, которые каждый день вынуждены отправлять своих детей в школы за много километров от дома.

Недавно Роза Стрельченко поделилась с «Нашим Домом» результатами 3-й сессии Капличского сельсовета депутатов. По её словам, на собрании присутствовали 8 из 11 депутатов, остальные были на «больничных». Стрельченко выступила с документом, проектом решения ситуации по школе. «За» высказались трое коллег, четверо были против, один воздержался…

Проект Розы Стрельченко

— Я опять проиграла. Мне говорят: «Вы шутите, открывать школу для 20-ти детей?». Но в Капличском сельсовете 73 ребенка! Из них 34 обучаются в начальной школе.

Мы обсудили с Розой Викторовной любопытный документ за подписью зам.председателя Гомельского облисполкома Владимира Привалова. Это очередной ответ на обращение депутата Стрельченко и инициативной группы родителей по ситуации со школой. В нём чиновник ссылается на малую наполняемость школ в соседних населенных пунктах. А если там «некому учиться», то зачем тратиться на ещё одну школу?

Однако депутат считает, ситуация вовсе не такая простая и логичная, как её хотят представить чиновники. По мнению Розы Викторовны, агрогородок Капличи стал чем-то вроде «барашка на заклание»: благодаря закрытию Капличской школы, избежали закрытия несколько школ в соседних населенных пунктах. При этом, в тех школах ситуация, действительно, складывалась демографическая – слишком мало учеников. Школьники, которых перевели из Капличей, эту ситуацию стабилизировали.

— Много лет назад две деревни объединили, чтобы сделать агрогородок Капличи. А если есть статус агрогородка, то должен быть и соцпакет который обязаны соблюдать чиновники. Он включает в себя необходимые объекты социальной инфраструктуры: амбулатория, баня школа… Двух последних у нас уже нет, — констатировала депутат.

В новом учебном году некоторые родители из Капличей планировали перевести своих детей на индивидуальное (домашнее) обучение. Чиновники вновь проигнорировали послание, статус «приостановленной» школы не изменился. А дети… вновь каждый учебный день садятся в школьный автобус и едут за знаниями в другие деревни. Привыкая с ранних лет к такой кочевой жизни, они, скорее всего, покинут родные места, когда вырастут. Вряд ли они захотят, чтобы и их дети так же проводили время, которое можно потратить с пользой, на тряску в старом автобусе по проселочным дорогам.

Что станет с агрогородком Капличи в таких условиях? Риторический вопрос.

Александрина Глаголева,
[email protected]